К Дню СПО: презентация «Развитие среднего профессионального образования в Кировской области»

В рамках подготовки к празднованию Дня среднего профессионального образования, в КГКСЭП (филиале) МИИГАиК подготовлена презентация «Развитие среднего профессионального образования в Кировской области».

Развитие среднего профессионального образования (СПО)
в Кировской области

 

  1. День среднего профессионального образования

         Главной задачей среднего профессионального образования является профессиональное становление и развитие личности будущего специалиста в процессе приобретения студентами специальности в соответствии с их ценностным выбором, индивидуальными способностями, социальным заказом общества, потребности государства в квалифицированных кадрах (слайд 2)

         Указом президента Российской Федерации В.В.Путина от 25 июля 2022 года №496 2 октября установлен Днём среднего профессионального образования (слайд 3)

        

  1. Становление СПО на Вятской земле

Среднее сельскохозяйственно-технического училище имени императора Александра II

         В Вятской губернии, как преимущественно земледельческой, развитие сельскохозяйственного образования имело крайне важное значение. Вполне понятно, что у вятского земства еще в 1860-е годы явилась мысль об организации сельскохозяйственного учебного заведения.

В 1872 году в городе Вятке было открыто училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и подготовки учителей. Это было учебное заведение, где воспитанникам давали не только общее образование, но и практические знания в области сельского хозяйства и ремесел.

Задачей училища было подготовить для земских народных школ таких учителей, которые могли бы научить крестьян не только грамоте и счету, но и рациональным способам ведения хозяйства. Для этой цели при училище были открыты образцовая ферма с опытным полем и скотным двором и несколько учебных мастерских (слайд 4,5)

         В составе учащихся были в основном дети крестьян, купцов, духовенства. Училище имело областное значение, его воспитанники были уроженцами всех вятских уездов и даже иных губерний Российской Империи.     В училище преподавались: агрономия, зоотехния, строительное искусство, топография, сельскохозяйственная механика, законоведение, закон Божий, русский язык, история, математика, черчение, физика, химия, география, естественная история (т. е. начала ботаники, зоологии и минералогии), пение, гимнастика (факультатив).

Кроме того во время зимней сессии выделялись часы для обучения ремеслам (в мастерских), а во время летней — сельскому хозяйству (в поле, на огороде, на скотном дворе). Были оборудованы учебные классы, лаборатории по химии и физике, гимнастический зал, собрана библиотека. Устроены образцовая ферма со скотным двором и опытным полем в 30 десятин (землю городское общество уступило безвозмездно) и несколько мастерских: кузница, литейная, слесарная, столярная и переплетная. При литейной мастерской позднее была открыта мастерская пожарных машин. Кроме того, в собственность училища было приобретено собрание Вятского публичного музея с богатыми коллекциями экспонатов по истории, зоологии и минералогии.

По своему оснащению училище было одним из лучших средних учебных заведений в России. Почти все воспитанники получали стипендию (120 рублей в год) из средств губернского или уездных земств.

В числе воспитанников училища были архитектор И.А.Чарушин, искусствовед Н.А. Машковцев, художники Н.Н. Хохряков, А.А. Рылов и

А.И. Деньшин, писатель А.С. Грин.

         Учащихся этого училища в вятском обиходе звали «техниками»

(слайд 6)

  1. Среднее специальное образование в советский период

Следующая очень значимая дата  — 2 октября 1940 года

         В этот день был издан Указ Президиума Верховного совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». Для руководства подготовкой молодых рабочих было образовано Главное управление трудовых резервов при Совнаркоме СССР и созданы его местные органы в республиках и областях. Цель деятельности государственных трудовых резервов – планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих и организованное их распределение

         Создавались три типа учебных заведений: ремесленное училище (срок обучения 2 года – РУ), железнодорожное училище (2 года – ЖУ), школы фабрично-заводского обучения (6 месяцев обучения – ФЗО). Государство взяло на себя полное материальное обеспечение учащихся

1 декабря 1940 года в Кировской области приняли своих учеников                   1 железнодорожное училище, 3 ремесленных училища и 18 школ фабрично-заводского обучения

         Училища и школы области подготовили за годы Великой Отечественной войны более 50 тысяч квалифицированных рабочих. В учебных мастерских и цехах предприятий учащиеся изготовляли винтовки, минометы, боеприпасы и другое оружие (слайд 7)

         К 1947 году в Кировской области открылись ещё 6 ремесленных училищ, 20 школ фабрично-заводского обучения и 1 строительное училище. А в 1963 году в области насчитывалось уже 19 сельских профтехучилищ и 32 городских

         24 декабря 1958 года согласно Закону, принятому Верховным Советом СССР, «Система Государственных трудовых резервов» реорганизована в «Систему профессионально-технического образования»

         Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование стало включать в себя два уровня образовательных программ:

  • подготовка квалифицированных рабочих (служащих) (в настоящее время это образовательные программы начального профессионального образования)
  • подготовка специалистов среднего звена

 

  1. Кировский строительный техникум (Кировский государственный колледж строительства, экономики и права (филиал) «Московского государственного университета геодезии и картографии»)

         6 апреля 1970 г. приказом №58 Министерства строительства СССР в городе Кирове был создан строительный техникум. Первым директором стал Иван Семенович Тимофеев, профессиональный инженер–строитель, участник Великой Отечественной войны (слайд 8).

В марте 1974 г. в Кировском строительном техникуме состоялся первый выпуск. 187 студентов получили дипломы с присвоением квалификации техника–строителя

         В декабре 1981г. учебное заведение переехало в новое просторное современное здание на улице Солнечная, д. 13, где находится и по сегодняшний день (слайд 9)

         В 1993 – 1999 годах Кировский строительный колледж расширил перечень образовательных программ и направлений подготовки, открыв несколько новых  специальностей и, на основании приказа   Государственного комитета РФ по строительству, архитектурной и жилищной политике № 60 от 18 марта 1999 года,  Кировский строительный колледж был переименован в Кировский государственный колледж строительства, экономики и права

         С 4 октября 2007 года  Кировский государственный колледж строительства, экономики и права  становится филиалом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет геодезии и картографии»

                  

  1. Современное состояние среднего профессионального образования в Кировской области

         Структура подготовки кадров в областных профессиональных образовательных организациях распределена следующим образом:  (слайд 10)

  • социальная сфера – здравоохранение, образование, культура – 20,5
  • пищевая промышленность – 10
  • машиностроение и металлургия – 9,4
  • лесная и деревообрабатывающая промышленность – 4,5
  • экономика и торговля – 9,2
  • сельское хозяйство – 8,8
  • энергетика и электроснабжение – 5,1
  • транспорт – 13,5
  • сервис и туризм – 3,9
  • информационно-коммуникационные технологии – 3,9
  • легкая промышленность – 2,9
  • строительство – 6,7
  • юриспруденция – 1,4
  • химическое производство – 1,2

         С целью обучения студентов передовым технологиям в системе профессионального образования внедряются новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) из перечня ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. Кировская область включилась в реализацию приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий». В области планируется поэтапное введение новых ФГОС СПО по 20 профессиям и специальностям СПО из списка ТОП-50 в 22 профессиональных образовательных организациях. 

         С 2015 года Кировская область – официальный участник движения WorldSkills Russia. Ежегодно проводятся региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» («WorldSkillsRussia») по компетенциям, приоритетным для экономики региона: сварочные технологии, полимеханика-автоматизация, сельскохозяйственные машины, инженерный дизайн CAD, облицовка плиткой, сухое строительство и другие

         В области ведется работа по созданию и апробации эффективных механизмов и моделей взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций.

         В настоящее время в области осуществляют образовательную деятельность 32 учреждения высшего профессионального образования, 63 учреждения среднего профессионального образования и 8 учреждений начального профессионального образования (слайд 11)

         Среднее профессиональное образование — это хороший старт для дальнейшего освоения вузовских программ и начала профессиональной карьеры!